«Какие компетенции нужны современному учителю: опыт проекта "Новый педагогический класс в московской школе» 22.03.2021

19 марта в рамках Московского педагогического форума прошел круглый стол: «Какие компетенции нужны современному учителю: опыт проекта "Новый педагогический класс в московской школе».

Одним из ведущих круглого стола выступила заместитель директора ГБОУ Школа №2075, Лагода Елена Борисовна. Темой обсуждения стал вопрос о том, как сформировать «Умение эффективно выстраивать коммуникацию со всеми участниками образовательных отношений». В рамках мероприятия обсуждались вопросы формирования педагогических компетенций у обучающихся новых педагогических классов, профессиональные компетенции педагогов, которые участвуют в реализации проекта предпрофессионального образования «Новый педагогический класс в московской школе».

С 2017 года наша школа сотрудничает с МГПУ в рамках проекта, который сначала назывался «Социально-психологический класс», сейчас известен как «Новый педагогический класс в московской школе». Участники проекта имеют возможность получать качественное образование гуманитарной направленности и научно-педагогическое сопровождение этого процесса.

Какая работа была выполнена? Были определены задачи: анализ кадровых условий, создание открытого образовательного пространства, анализ и обновление содержания образования. Для развития коммуникации и сотрудничества обучающихся необходимо создание открытого образовательного пространства с площадками для профессиональных проб и предъявления опыта всех участников образовательных отношений, организация площадок для социальных практик как внутри организации, так и вне её.

Как организованы площадки внутри школы? Это, прежде всего, интеграция урочной и внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации. К примеру, курс внеурочной деятельности «Дебаты» (наша школа проводит формат дебатов Карла Поппера) сложно результативно реализовывать без таких курсов по выбору, как «Риторика», «Психология человека». Наши обучающиеся организовали на открытом пространстве нового педагогического класса мастер-класс по обучению правилам игры, организовали игры.

Лучшим доказательством работы школы в этом направлении стали отзывы выпускников. По словам студентки МГИМО, Колесниковой Софии, участие в дебатах внесло большой вклад саморазвитие: придало уверенности в себе, привило умение высказывать свою точку зрения. Главная заслуга дебатов – умение выступать публично. София призналась, что сейчас она абсолютно спокойно выступает перед публикой с докладами и вступает в дискуссии.

Медиацией наша школа занимается с 2016 года. Программа «Школьная медиация» (для группы равных) стала инструментом для организации деятельности на площадках для социальных практик. В этом году возникла идея предложить обучение «ученик-ученик» для 10-классников нового педагогического класса. А в апреле наша школа предлагает для них ознакомительный курс-интенсив, со следующего года – курс внеурочной деятельности. Наши выпускники, освоившие программу «Дебаты» и «Группа равных», также положительно отзываются программе. Студентка филологического факультета МГУ и выпускница нашей школы 2020 года, Степанова Наталья призналась, что благодаря дебатам она научилась вступать в диалог со взрослыми и ровесниками, предварительно углубившись в тему обсуждения. По

словам Натальи, аргументы зачастую не устраивают оппонентов, в этом случае на помощь приходят занятия медиацией.

Образовательные события – еще один эффективный инструмент, создающий возможности для профессиональных проб в нашей школе. Ученики нового педагогического класса стали организаторами образовательного события «Самоопределение» вместе с педагогами, выбрав самые сложные задачи По словам одной из участниц, Прибытковой Елизаветы, ученицы 10 класса, всегда интереснее и полезнее обычных уроков, даже самых насыщенных, были образовательные события. Участвуя в них, она понимала, зачем учат математику, физику, биологию, что все предметы взаимосвязаны. Самый важный урок для Елизаветы – приобретение навыка работы в команде, умение взять на себя роль лидера или умение уступить тому, кто лучше может справиться с задачей.

Подводя итог, необходимо сказать, что учитель нового педагогического класса– коммуникатор. Это профессионал, который всегда готов к проектной деятельности, готов непрерывно учиться и обновлять свои знания в процессе деятельности.